Воображариум доктора Парнаса / The Imaginarium of Doctor Parnassus

год       2009
страна Канада, Франция, Великобритания
режиссер         Терри Гиллиам
сценарий         Терри Гиллиам, Чарльз МакКоуэн
продюсер        Эми Гиллиам, Терри Гиллиам, Сэмюэл Хадида, …
оператор         Никола Пекорини
композитор     Джефф Дэнна, Майкл Дэнна
жанр    фэнтези, приключения, детектив
бюджет            $30 000 000
сборы в США  $6 760 353
сборы в мире  + $46 829 676 = $53 590 029
время  123 мин.
В ролях: Джонни Депп
Хит Леджер
Джуд Лоу
Лили Коул
Колин Фаррелл
Кристофер Пламмер
Том Уэйтс
Эндрю Гарфилд
Петер Стормаре
Верн Тройер
Однажды на горе Парнас в безразмерном замке на неизмеримой высоте жил Покровитель искусства со своими жрецами, которые только и делали, что сочиняли и рассказывали истории, вдохновлявшие людей внизу, на земле на создание музыки, стихов, прозы, спектаклей и кино.
И вот однажды пришел к нему в гости господин Шоу-бизнес. И прекратил поток вдохновляющих историй, ибо разнообразие искусства шоу-бизнесу чуждо. Его главное оружие – Формат, укладывающий весь пестрый мир в три строгие шеренги. Ведь так проще зарабатывать деньги.
Но Шоу-бизнес не может жить без Искусства. И потому сделал его бессмертным. И вечно нищим, выпрашивающим крохи у меценатов. А сам зажил на широкую ногу, воруя души у Искусства, завлекая их низменными, примитивными и безвкусными приманками.
А Искусство так и осталось уделом избранных, не боящихся заглянуть за зеркало Доктора Парнасса,  и найти там каждый свое: кто – волшебный конфетный мир, кто – бутик, парящий в небесах, кто – лестницу для карьерного роста.
Вот о чем, «Имажинариум» на самом деле. По моему мнению. О вечном противостоянии Искусства и Шоу-бизнеса, творчества и наживы. И в этом этот фильм гениален.
Об изобразительных средствах говорить не буду – это каждый должен увидеть сам. Как удалось Терри Гиллиаму за 30 миллионов бюджета создать все эти миры – вопрос отдельный. Но они лишний раз радуют своей правильной классической театральностью, в которой Гиллиам неимоверно силен. Кордебалет полицейских в колготках – прямой привет «Монти-Пайтону» (помните хор лесорубов без трусов?)
В фильме очень много символов, режиссерские «какашки» щедро разбросаны по всему полотну – только выискивай. Такие обычные вещи как одинаковые имена героев-антиподов, классическое Антон и сленговое Тони, в фильме встречаются многократно.
Сцена с зонтиком вызвала у меня аплодисменты – чистая театральщина и эстетство, ведь она была создана только для эстетического удовольствия. И вообще, за последние годы голливудщины и российского бугагизма такие понятия в кино, как мизансцена, просто почти исчезли. Но Терри Гиллиам совершил творческий подвиг и все-таки привнес немного Искусства в мир повального Шоу-бизнеса.
Хоть и не без жертв. Решение заменить Хита Леджера, умершего в разгар съемок, его прототипами в разных мирах Парнасса – гениально. Фильм от этого только выиграл. Актеры сыграли отлично,  и поступили благородно, перечислив свои гонорары семье Леджера. Нечастый случай в мире чистогана. Но речь ведь об искусстве.
Я считаю, что как Кэмерон поставил новую веху на пути развития изобразительного кинематографа, Гиллиам застолбил еще одну милю арт-кино. И это прекрасно.

Юрий Глушко Автор:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *