Разговор с депутатом

Тезисы к пресс-конференции Народного депутата. Аналитика. Спичрайт.


Вопросы конференции:

1. На днях состоится саммит, по итогам которого, фактически, решится судьба Украины. Каковы ваши прогнозы?

Саммит Украина-ЕС, который прошел в понедельник, действительно много значит для нашей страны. Но в то же время не имеет какого-то фатального смысла. Идет обычный конструктивный разговор с Евросоюзом. Напомню, что этот саммит по счету пятнадцатый. И очень результативный. Украина в нем добилась максимума возможного на данный момент.
На прошедшем саммите, говоря официальным языком, Украина и Евросоюз достигли общего понимания в вопросе полного текста соглашения об ассоциации, которое определит будущую договорно-правовую основу их отношений.
Что это значит? Это значит, что по всем вопросам Договора об ассоциации достигнуто согласие и теперь остается только технически оформить его и подписать. Парафирование и подписание договора вполне возможно в начале следующего года.
Что это дает Украине? Во-первых, Украине дали понять о том, что ее европейские перспективы не беспочвенны. И хоть пункт об этом не вошел в финальный документ договора об ассоциации, намеки на это неоднократно звучали из уст руководителей ЕС.
Важным достижением стала реальность смягчения визового режима для украинцев. Соответствующие документы могут быть приняты уже в начале следующего года. Это значит, что украинцам будут выдаваться многоразовые Шенгенские визы на срок до года и пяти лет, а не краткосрочные — на месяц, как было принято раньше.
К тому же, расширится количество бесплатных виз для украинцев.
Что же касается перспектив членства в ЕС, то ЕС по разным причинам эти гарантии дать не спешит. И главным образом, не из-за «демократических ценностей», о которых по большей части говорится на публику. А из-за внутреннего кризиса в самом ЕС. Вот только что они всем миром спасали Грецию. Вот-вот к ним присоединится Хорватия со своими сложностями в экономике. А кормить еще и Украину – большую по европейским меркам страну, пусть даже и в перспективе, европейским странам и неохота, и не по средствам.
Поэтому в данной ситуации хорошим знаком успеха станет, будем надеяться, скорое подписание Договора об ассоциации, в который включено глубокое и всеобъемлющее соглашение о зоне свободной торговли с ЕС. У Президента и правительства есть четкое видение отношений с ЕС и стремление к евроинтеграции закреплено многократными сигналами, которые Президент дает Западу. И лидеры ЕС дали понять, что они тоже готовы к как можно более тесному сотрудничеству. И, если не говорить о формальностях, в этом направлении в понедельник сделан большой шаг.

2. ВТО, на ваш взгляд, это был правильный для Украины шаг?

Судя по тому, что в ВТО сейчас более 150 стран, вступление в эту организацию не может быть неверным шагом. Чем Украина хуже той же Румынии, к примеру, или Хорватии? Или Никарагуа?
Другое дело, на каких условиях вступили эти страны в ВТО. Чем они пожертвовали и что приобрели. И каковой была цель этого действия?
Если прежнее руководство Украины пыталось любой ценой вступить в ВТО ради политических дивидендов, ради громких слов о том, что мы уже в Европе, то в других странах к этому шагу относились очень серьезно. Россия , к примеру, почти 15 лет «торговалась» с ВТО, пытаясь выбить для себя лучшие условия, чтобы не импортировать свою же нефть, к примеру. Как в Украине происходит сейчас – польское сало, никарагуанский сахар, голландская свинина при том, что Украина сама всегда производила эти продукты и экспортировала их. А они оказались не защищены от более дешевого импортного сырья. В результате мы имеем падение собственного производства. Ведь правильно – проще ввезти и продать, чем вырастить, обработать и заниматься сбытом.
Ситуацию с ВТО может исправить пересмотр условий членства в ВТО, на который каждая страна-участница имеет право раз в три года. Украина должна воспользоваться своим правом и договориться со странами ВТО о торговле с учетом своих интересов.

3. Каких законов, по вашему, не хватает в Украине? Какие реформы необходимы для того, чтобы Украина развивалась активными темпами?

Во-первых, не хватает законов о справедливом перераспределении общественной собственности и богатства. Это можно решить путем введения прогрессивного налогообложения, которое эффективно применяется в европейских странах. То есть при увеличении уровня достатка, пропорционально увеличивается и налог. Это получается как бы налог на сверх-достаток. И прописать в этом законе такие процедуры, которые сделают бессмысленными распределения своего сверх-богатства среди родственников. Если есть, к примеру, многомиллионная яхта, то нет разницы, кому она принадлежит, и каким путем досталась – с нее должен быть заплачен налог. Если этого не сделать, то пропасть между бедными и богатыми станет бездонной и социального взрыва не избежать. Парламент Испанской империи в середине 17 века отказался принять предложенный королем Филиппом 4 подобный закон. В результате народного гнева от Испании откололись провинции, затем пала правящая династия и империя прекратила существование. Так что история показывает, каким может быть исход бесконтрольного обогащения.
Необходимо бороться с коррупцией – это вторая голова пожирающего страну дракона. И это не должна быть борьба с какими-то мифическими коррупционерами в высокой власти. На каждом шагу надо бороться – не давать взятки на каждом шагу. А законами это надо поддержать.
Необходимо законодательно поддержать нашу молодежь. Потому что в данный момент украинская молодежь лишена возможности полноценно работать, иметь собственное жилье.
Это серьезный удар по будущему страны, потому что при отсутствии твердой основы, уверенности, молодежь не может создавать семьи, рожать детей, и мы уже видим эту демографическую впадину, которая рискует превратиться в глубокую яму. Необходимо законодательно закрепить право молодежи на квалифицированный труд. Что встречает молодой человек, закончив учебное заведение? Объявления о приеме на работу с опытом работы. А где ему взяться, этому опыту? И поэтому и идут работать молодые люди не по профилю, не по образованию, на низкоквалифицированную работу, или вообще покидают страну в поисках работы . Не лучшим образом обстоит дело и с молодежным жильем. Хорошо, если родители способны обеспечить молодым людям жилье, где родится их ребенок. Но это довольно редко. И от этого страдает общество. Поэтому необходимо разрабатывать законы и нормы, которые регулировали бы возможности трудоустройства молодежи, получения жилья. К примеру, квоты на молодых специалистов, квоты на молодежное социальное жилье в больших коммерческих проектах.
Продолжая тему молодежи и рождения детей, я считаю, что нужно совершенствовать систему помощи при рождении ребенка и социальной поддержки женщин с детьми, особенно, многодетных семей. И дело здесь не в размерах материнского капитала, а в его правильном использовании. Потому что сейчас, в этом нет секрета, многие рожают из-за этого пособия, а потом дети предоставлены сами себе. Нужны инструменты контроля, ведь государство платит эти деньги, инвестирует в ребенка – и оно имеет право проверить, как используется его инвестиция.

4. Вы всегда выступали активным противником табачной и алкогольной продукции. Какие шаги для этого вы планируете предпринимать в дальнейшем?

Бороться нужно не с самими табачными и алкогольными изделиями, а с тем, что способствует их распространению – с рекламой. Ведь табак – это единственный из продуктов, который убивает половину тех, кто применяет его по назначению. В Украине от болезней, вызванных курением, умирает 300 человек каждый день. И, тем не менее, мы видим рекламу сигарет на каждом шагу. И, что самое страшное, ее видят дети и подростки. Благодаря этому, возраст курильщиков в Украине постоянно снижается, и на место умерших курильщиков приходят новые, что дает табачным компаниям непрерывный поток прибыли, а обществу – непрерывный поток смертей работоспособного населения. Подобным образом обстоит дело и с алкоголем. Так эти два смертельно опасных продукта уничтожают генофонд нашей страны.
Я считаю, что Украине нужно последовать примеру стран, а их более сотни, которые полностью запретили рекламу табака и алкоголя. Вместе с разъяснительной работой среди населения, дискриминационных правил в отношении курящих и пьющих на производстве, это может дать в ближайшем будущем ощутимое снижение потребления алкоголя и табака. А работа с молодежью и отсутствие рекламы поможет сохранить здоровым новое поколение украинцев.
Действующий на сегодняшний день закон «О рекламе», в котором формально запрещена реклама алкоголя и табака, несовершенен, так как он дает возможность табачным и алкогольным компаниям пользоваться нетрадиционной рекламой, применять брендирование, спонсорство и т.д.
Сейчас Верховная Рада Украины готова рассмотреть и принять закон о полном запрете рекламы алкогольных и табачных изделий. Это приблизит Украину к странам-членам ЕС, которые реформировали свое законодательство в соответствии с общей Директивой Европарламента, направленной на сближение законодательств членов ЕС в области регулирования рекламы табачных и алкогольных изделий.
У проблемы табачных и алкогольных изделий есть и еще одна сторона – как только повышается акциз или другой налог на эти товары, страна наполняется контрабандными сигаретами и алкоголем, большинство которого вообще имеет сомнительное происхождение, и вредит здоровью своих потребителей с удвоенной силой.
Только поставив серьезные барьеры на пути табачно-алкогольной контрабанды в Украину, можно надеяться на настоящую действенность всех мер, о которых говорилось выше.
Иначе и запрет рекламы, и повышение акцизов станут полумерами, и государство не получит ни денег в бюджет, ни улучшения здоровья своих граждан.
Сейчас идет работа над нормативными актами, предусматривающими внедрение автоматизированной системы акцизных марок. Вместе с усилением ответственности за изготовление и применение фальшивых акцизных марок, это должно дать результат.

5. Наблюдаете ли Вы конфликт интересов в возможном подписании договора с Таможенным союзом и евроинтеграцией Украины?

В связи с вступлением России в ВТО вопросы с Таможенным Союзом пока откладываются для дальнейшего изучения. Потому что ВТО и ТС взаимно исключают друг друга на данном этапе. Вероятно, Россия не для того вступала в ВТО, чтобы тут же из него выйти и вступить в ТС. Очевидно, будут другие формы сотрудничества между странами СНГ, в частности, соглашение о Зоне свободной торговли, которое Украина подписала со всеми странами СНГ осенью .
Что касается противоречий, то они существуют. И существуют в торговой области в первую очередь – два торговых объединения должны защищать свои рынки. Но, снова же, учитывая то, что и Россия, и Украина сейчас находятся в одной торговой организации – ВТО, во многом эти противоречия автоматически снимаются.

6. Как Вы относитесь к так называемой «политике многовекторности» в международных отношениях?

Взвешенная политика государства – это всегда мудро и приносит хорошие результаты. Если в стране хорошо работает дипломатический корпус, политика Президента и правительства направлена на поиск лучших для страны решений, то многовекторность неизбежна.

7. Имеет ли, на Ваш взгляд, Украина шанс на полноценное членство в ЕС в ближайшие 10 лет?

Мы не можем сказать, чем станет ЕС за ближайшие 10 лет. И именно этим во многом будет определяться перспектива Украины. Системный кризис объединения европейских стран ставит под угрозу само существование ЕС. Нечто подобное произошло с Советским Союзом.
Если ЕС переживет кризис в целости, пусть даже потеряв общую валюту, и даже несколько слабых игроков-участников, то это все равно будет уже другое объединение. С другими правилами игры. И в соответствии с этими правилами и будут строиться отношения
Украины и ЕС. В наше время мир меняется настолько быстро, что 10 лет – большой срок для каких-либо прогнозов. Я надеюсь, что все же, все сложится хорошо и для Европы, и для Украины.

8. ЕВРО-2012 для Украины – это сплошные убытки или шаг к Европе?

Проведение больших спортивных состязаний в любой стране – это, помимо политических дивидендов, эмоционального заряда, еще и большой экономический эффект. Пусть даже и долгосрочный.
Но на данный момент в процессе подготовки в ЕВРО в Украине уже построено 4 новых аэропорта. За 20 лет независимости, за исключением Мариуполя, у нас не было построено ни одного воздушного порта. Плюс два новых стадиона, три кольцевые дороги, транспортные развязки. И это только за последний год. А в предыдущие годы с прицелом на ЕВРО тоже строились стадионы, инфраструктура, гостиницы. То есть страна уже получила прибыль. Гости уедут, а это все останется навсегда. То есть мы целевым методом обновили страну. Вернутся ли эти деньги? Да, конечно. Стадионы будут продолжать работать, принося прибыль, в гостиницах будут жить люди, по новым дорогам грузы будут быстрее оставляться к потребителям. Но помимо этого, какой импульс получит молодежь! Я верю, что молодые люди станут больше заниматься спортом – ведь инфраструктура для этого уже построена . Здоровые поколения – это тоже прибыль страны. А чувство гордости за свою страну, которое испытает каждый при трансляции чемпионата на весь мир тоже многого стоит.

9. Чем для Вас являются европейские ценности?

Это, образно говоря, выбрасывать мусор в три контейнера. За этим обычным бытовым действием стоит очень многое – ответственность за свое положение в социуме, забота об окружающей среде и окружающем обществе, и осознание того, что в цивилизованной стране все начинается с действий каждого гражданина.
Если каждый начнет с полной ответственностью относиться к своим обязанностям, то тогда сможет в полной мере реализовать и свои права на свободу, защиту себя и своей частной собственности законами и государством.
Потому что если человек будет, возвращаясь к мусору, выбрасывать его в окно или на улицу, мотивируя это тем, что он, мол, свободная личность, и может делать, что ему вздумается, то скоро страна утонет в беспорядке. И, конечно же , не сможет гарантировать своим гражданам свободу и защиту.

10. Евроинтеграция и вступление в НАТО. Эти процессы связаны между собой?

Как показывает опыт, для многих стран – да. Причина этому проста – небольшим странам дорого содержать собственную армию и они отдают предпочтение силам коллективной безопасности. Но есть и другие примеры. Навскидку, Швеция, Финляндия, Австрия, Ирландия, Кипр и Мальта являясь членами ЕС не являются членами НАТО и имеют собственные вооруженные силы.

11. Какие могут быть риски евроинтеграции для Украины?

В первую очередь, технологическая отсталость Украины. Способы ведения сельского хозяйства, технологии тяжелой промышленности, машиностроения , добывающей промышленности, во многом остались такими же, как были в СССР, и даже деградировали. Есть, конечно, и исключения, но они не смогут компенсировать разницу в культуре производства и качестве продукции.
Во-вторых, советский менталитет большой части населения Украины. Надежда на то, что кто-то решит что нужно делать вместо тебя. И зависть, желание уравниловки.
Это самые главные проблемы, которые отличают нас от большинства европейцев.

12. Что важнее, политическая или экономическая интеграция? И какая из них является первоочередной на пути в ЕС?

Конечно же, экономическая в первую очередь. На сытый желудок и мысли другие в голову приходят, если говорить о политике. И потом, политика, как таковая, в ЕС вовсе не стоит во главе угла. Там не требуют, чтобы все послушно подняли руки и в едином порыве проголосовали за что-то. Вы видите, какие ожесточенные дискуссии происходят сейчас на фоне европейского кризиса.
Но, тем не менее, молоко под дверь бюргера ставят ровно в семь каждый день совершенно независимо от этого.

13. Повлияет ли текущий кризис в Европе на положительную динамику сближения Украины и ЕС?

Это сложный вопрос. Не только для меня, а и для любого аналитика, и премьер-министра любой европейской страны. Никто еще не может предугадать, каковы будут потери от нынешнего кризиса, куда он заведет страны, чем придется пожертвовать. Каковы будут новые правила игры. Поэтому и прогноза быть не может.

14. Каковы следующие шаги Украины после возможного подписания договора 19 декабря 2011?

Сегодня не будет подписан никакой договор. Документ, который, возможно, будет подписан на сегодняшнем саммите – это констатация факта о том, что Украина и страны ЕС официально завершили переговоры по Соглашению об ассоциации, что открывает путь для технического завершения окончательного текста документа. То есть, они уже пришли к соглашению, это неоспоримый факт, не имеющий обратного пути. Поэтому подписана будет просто декларация об этом. Она может быть подписана и в любое другое время.
Что делать дальше? Работать над техническим завершением окончательного сводного варианта Соглашения, в том числе глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Исполнять положения, проводить реформы, чтобы в полной мере воспользоваться преференциями, которые дает соглашение о Зоне свободной торговли. Решать вопросы об упрощении визового режима, или отмене виз. Очень большая работа впереди.

15. Ваше отношение к организации в Украине «Евробаскета-2015»?

В Украине баскетбол очень широко развит. Каждый год в украинских городах происходят матчи чемпионатов Европы. Наши клубы, и женские, и мужские, хорошо показывают себя и могут побороться за призовые места на чемпионатах Европы и мира. Поэтому это замечательно. К тому же, как я уже говорила, это всегда дает большой толчок к развитию. В следующем году мы будем иметь современные стадионы, гостиницы и дороги. К 2015 году, надеюсь, у Украины будут Дворцы спорта с современными баскетбольными площадками, а гостиницы и дороги уже есть. К тому же, баскетбол – очень популярный спорт, для него не нужно большого поля, ворот. Мяч и корзина. Представьте, сколько детей увлечется спортом. Я отношусь к этому однозначно положительно.

16. Вы всегда выступали за равноправие женщин в политике. Как вы считаете, женщина президент – это нужно нашей стране?

Женщина – всегда мастер компромисса. Без женщин в политике все политические решения превращаются в «мужские разборки». В европейских странах представительство женщин в органах власти составляет не меньше 10%, то есть, если это число меньше, то значит что-то неправильно. Мы видим и женщин – премьер-министров в Европе, женщин-губернаторов в России, женщин – депутатов и представителей высших органов власти в Украине. Это совершенно нормальная практика, потому что женщина более ответственна в своих решениях, более расчетлива и хладнокровна, поэтому реже мужчин поддается эмоциям в принятии решений.
Органы власти, как и семья, являются срезом общества. И если в обществе закреплено равноправие мужчин и женщин, то это происходит и во власти. Как показывает опыт, в Украине женщины не испытывают жестокой дискриминации. Нужен ли президент-женщина Украине?
Возможно, после, когда пройдет сложный переходный период. Нельзя же на хрупкие женские плечи взваливать столько проблем?

17. Киев как столица всегда имел больше возможностей, прав и, кончено, денег. Какие шаги необходимо предпринимать, чтобы развивались и другие города, областные центры?

Необходимо развивать в них предпринимательство, промышленность. Те областные центры, где все работает достаточно хорошо, выглядят и функционируют не хуже столицы. Посмотрите на Харьков, Одессу, Днепропетровск, Донецк. А вот что сделать для правильного функционирования – это вопрос к мэрам, губернаторам, и руководителям на местах.
Сказки о том, что «Киев все забирает» слышатся еще с советских времен. А проедешь по загородам областных центров и сразу видно сколько «Киев» у кого забрал по количеству этажей его виллы.
За свои города должна бороться городская громада, и мэр. В нестоличных городах это даже проще, так как на город не давит специальный статус, как это происходит в Киеве и Севастополе, где есть еще много своих условий, что могут городские головы, а чего нет.

декабрь 2011

Юрий Глушко Автор:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *