Фортитьюд – лед, криминал и «черный вирус»

Сеттинг крайнего севера хорош для любого кинопроизведения, будь то сериал, полнометражный фильм или документальная лента. Величие белой пустыни и сурового холодного океана, не говоря уже о полярной ночи, подавляет. На его фоне все остальные проблемы человека, какими бы значимыми они не были, кажутся до смешного мелочными.
Если, конечно, с ними не связан вопрос выживания человеческой расы.


Британский мини-сериал «Фортитьюд» — из таких произведений, где все вышенаписанное очень рельефно и заставляет не раз поежиться от холода, несмотря на лето за окнами.
К тому же, как и положено хорошему британскому сериалу, он очень неоднозначен и способен ввести в заблуждение даже искушенных зрителей.
Итак, начинается вся история с того, что на далеком острове в Северном ледовитом океане (подразумевается Шпицберген), в шахтерском городке, губернатор которого (Софи Грабель) ищет варианты реструктуризации бизнеса в связи с близким истощением шахты, погибает ученый. Причем, погибает весьма странно. Вначале его пытается съесть белый медведь, а потом выстрелом милосердия добивает его местный алкоголик-фотограф (Майкл Гэмбон), умирающий от рака и доживающий последние месяцы до отправки на материк (на островах с вечной мерзлотой хоронить покойников нельзя).
В то же время, два гопника-шахтера, как любые шахтеры, ищущие что бы найти, украсть и пропить, находят останки древнего животного и (как же знакомо по-даунски) приносят домой.
За кулисами полного спокойствия разворачиваются политические, коммерческие, личные драмы.
Но в это время вдруг погибает еще один из ученых (играет его Кристофер Экклстон). Причем, погибает странно: его находят разорванным диким животным в собственном доме, закрытом изнутри. При этом собака его остается невредимой.

Для расследования этого случая из Лондона приезжает следователь (воплощенный Стэнли Туччи). И понеслась.

kinopoisk.ru

Первый уровень – конечно же, «Твин Пикс», или даже, скорее, «Броудчерч». С каждой серией неспешно открывается все больше тайн тихого внешне городка.

При всем этом, туша мамонта в гараже шахтеров не дремлет. Затаившийся в ней с незапамятных времен страшный вирус вот-вот вырвется на свободу и начнется замечательный зомби-апокалипсис в замкнутом пространстве. Да, и он начинается, конечно.
Это второй уровень. Привет «Секретным материалам», «Чужим» и классическому «Нечто/Тварь».
Но и это еще не все.
Приехав расследовать смерть профессора Стоддарда, детектив Мортон будто бы не замечает бросающихся в глаза улик и деталей, он будто ищет что-то другое, расследует совсем другое дело. И в этом ему отчаянно препятствует местный шериф (шикарная актерская работа Ричарда Дормера).
И это третья история.
Добавьте туда еще нелегальных мигрантов, русскую полярную станцию, отставного солдата с посттравматическим синдромом, индейца, практикующего вуду и любовный треугольник – и получится четвертый слой – общий фон повествования. Очень медленного повествования. С долгими диалогами. Пятиминутными залипаниями на окружающих красотах. С многозначительными паузами и панорамами без звука. В общем, как у англичан это бывает.
И все это на протяжении восьми серий.

Смотря «Фортитьюд», постепенно и сам залипаешь, попадаешь в этот неспешный ритм, просто созерцаешь, как в фильмах братьев Коэнов, не ища какого-то дополнительного смысла.

С той разницей, что в «Фортитьюде» он имеется.
Общую картину глобального похолодания дополняет прекрасная музыка Бена Фроста.

Этот сериал может вызывать неприятие у поклонников какого-то одного жанра. Потому что игра режиссеров заключается в том, что как только одна тема, один слой начинает приковывать к себе внимание, его тут же бросают и на первый план выходит вторая, третья линии. Поэтому поклонники зомби нервничают из-за того, что все еще не закатили глаза и не бегают за живыми, а любители детективов в стиле «убийца-дворецкий» сокрушаются от того, что их линию прерывают на самом интересном и убийцей оказывается совсем не дворецкий.
И все это происходит вовсе не от неопытности режиссеров или их ошибок. Над сериалом работали маститые телевизионные специалисты: штатный режиссер ВВС Сэм Миллер (он еще снял «Низкое зимнее солнце», о котором скоро расскажу отдельно), номинант берлинского «Медведя» Ник Харран – режиссер «Доктора Кто», «Шерлока», и телевизионной экранизации «Особого мнения», Ричард Лэкстон, блеснувший в прекрасном альманахе «Обвиняемые», и другие мастера британского телевидения.
Так что кажущаяся «несобранность» сериала – это метод. В последней серии все кусочки мозаики соберутся и даже попросятся на второй сезон (хотя, как обычно в британском кино, из героев этого эпизода не выжил почти никто).

Отдельное слово хочется сказать об актерах. Опыт объединения норвежских и британских актеров удался на славу. Близость темпераментов 🙂 сделала свое дело.
Софи Грабель, Миа Нильсен и Бьерн Харальдсон прекрасно влились в команду титулованных британцев. Что же касается последних, то здесь несомненно блистают мэтры: Майкл Гэмбон, буквально живущий ролью сильно пьющего творца (профессор Дамблдор, наверное, переворачивается в своем саркофаге вместе с осиновой палочкой от каждой подобной роли своего создателя). Один из самых титулованных британских актеров, Стэнли Туччи, внешне невзрачно рисующий столичного следователя, осознается лишь после окончания сериала. Первый «Доктор Кто» нового времени, Кристофер Экклстон, в этом сериале погибает первым, поэтому не успевает прожить на экране и пятнадцати минут. Но мы-то знаем, что он прекрасный актер 🙂

Ричард Дормер в роли Берика Дондарриона
Ричард Дормер в роли Берика Дондарриона

Но бесспорным открытием является персонаж Ричарда Дормера. Изобразить настолько цельную личность, непоколебимую невообразимыми испытаниями, может только мастер. Дормер – замечательный актер и от всенародной славы его спас лишь грим, под которым его невозможно узнать в «Игре Престолов», где он сыграл сира Берика, о котором много говорят, но в кадре он появляется лишь однажды.

В итоге, хочется сказать, что «Фортитьюд» несомненно является еще одним произведением телевизионного искусства, наравне с «Фарго», первым сезоном «Настоящего детектива» и другими отличными сериалами. Возможно, слишком медленный, он прекрасно сгодится для медитативного созерцания арктических страстей из-под теплого пледа в долгие зимние вечера.

Однозначно советую фанатам канала ВВС.

Юрий Глушко Автор:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *