Сторожова застава: фильм-сказка на четверочку

После хипповской халявной юности, пришло ко мне понимание того, что на концерты, выставки, тусовки друзей и знакомых, нужно ходить за свои деньги. Потому что если ты не поддержишь друзей, завтра друзья не скинутся тебе на пересадку сердца 🙂 Поэтому нужно благодарить своих близких за то, что они делают. Работой, промоушеном, поддержкой, или, что проще всего, деньгами за билет.

Потому что, если тебе нравится то, что они делают, скромный взнос за вход – маленькая гарантия того, что они продолжат это делать и дальше.

Далее этот подход у меня перенесся на продукты, которые вызывают восхищение. Фильмы, игры, программы, картины, книги. Не как взнос в общее дело, а как благодарность за то, что они сделали нечто, недоступное мне для воспроизведения. За радость, удовольствие, эстетическое наслаждение и полезность.

И хотя украинские музыка и кино нового времени не всегда дают мне это, я все же стараюсь авансом приблизить момент, когда они станут в один ряд с моими эстетическими ориентирами.

Поэтому на украинские фильмы я стараюсь ходить часто.

И вот попал на классический, как назвали бы этот жанр в советское время, фильм-сказку “Сторожова застава”. Мне кажется, слово “фэнтези” в рецензиях и анонсах портит карму этому жанру. Потому что сразу рядом появляются конкуренты, с которыми не может тягаться 99,9% фильмов, снятых в мире. Незыблемыми столпами маячат “Властелин колец” с “Хоббитом”, “Игра престолов”, и много вершин пониже.
Хотя, “Нарнии” и “Короли Артуры” вполне по силам нашим киношникам. Что и показала “Застава”.

Все же я сравнил бы ее с классикой – фильмом-сказкой “Десятое королевство”. История о мальчике-попаданце ложится в этот канон почти полностью. Разве что, кроме комедийной составляющей.

Итак, вкратце. Все очень хорошо, но с шероховатостями.

Шероховатостей всего несколько:
1. Как-то странно прозвучала Русь в этом всем. Но все мы знаем, что в это время никакой Украины не было, а России и подавно, в мокшанских болотах еще долго квакали жабы, а в черниговских уже жили наши люди 🙂 И богатыри Илья, Добрыня и Алеша, тобто, Олешко были русскими, а не российскими и тем более, не московскими.
2. Деревянные дети в прологе.
3. Извечная ошибка украинских сценаристов – писать так, как люди не говорят. Ну не говорят так люди. Дальше – ничего, разговорились все нормально. хотя и там проскакивал книжный говор.
4. Пара-тройка моментов, когда рисовка и рир были слишком уж видны. Кстати, каменный человек Какзаму 🙂 получился на удивление органичным.

Плюсов намного больше:
1. Прекрасная музыка. Респект, Сергей Сидоров и Владлен Пупков.
2. Отличная работа оператора. Юрий Король – респект!
3. Достаточно хорошие режиссура и монтаж. Добротно, по-довженковски. Респект, Юрий Ковалев.
4. Практически стопудовое попадание актеров в персонажи. В главной роли – славный малый, живой, не буратино, без академических отыгрышей. Пожелаем Даниле выздоровления и возвращения в кино, у него все получится, главное, чтоб здоровье позволило. Все другие герои тоже хороши. Без надрыва и переигрывания, все как надо, респект режиссеру. Отдельный поклон хореографу за поединки.
5. Очень яркий образ Тугарина в исполнении Ивана Денисенко, царство ему небесное. Гримерам большой респект.
6. Хороший темпоритм, картина не отпускает все отведенные полтора часа.
7. Фагот на башне.

В общем, плюсов еще много. Костюмы, юмор, внимательность к деталям: все на месте и никуда не проваливается, каждое ружье на стене стреляет. Впечатлила во время битвы Олешки с ханом смена света – ведь все происходит во время затмения, сначала все темнеет, потом светлеет. А вот кадром ранее, когда голем снова отправился на штурм крепости – прокол. Затмение уже началось, а вокруг все светит на полную.

Ну, в общем, все ок. Я рад за украинское кино. И буду а дальше ходить на него, голосуя за его будущее скромной гривной.