Сердце ангела / Angel Heart (1987)

год 1987
страна США, Канада, Великобритания
слоган «Nothing can prepare you for the ending of Angel Heart.»
режиссер Алан Паркер
сценарий Уильям Хьортсберг, Алан Паркер
оператор Майкл Серезин
композитор Тревор Джонс, Абе Лиман, Gus Arnheim
жанр ужасы, триллер, детектив
бюджет $17 000 000
сборы в США $17 185 632
В ролях: Микки Рурк
Роберт Де Ниро
Лиза Бонет
Шарлотта Рэмплинг
Стокер Фонтелье
Брауни МакГи

Первый раз я увидел этот фильм году эдак в 90-м. Раньше увидеть его не было никакой возможности из-за советского синдрома — там же насилие и неприкрытый секс, плюс еще и мистика — не наш формат. Хотя, драма на производстве тоже присутствует 🙂
Я до сих пор считаю, что Гарри Ангел — лучшая роль Микки Рурка, Луи Сайфер и Де Ниро — навеки связаны в сознании смотревших фильм, а Алан Паркер — гений своего времени. Впрочем, никто этих постулатов и не отрицает.
Паркер наполнил заурядный в принципе нуарный детектив множеством символов. Жестко прошелся по религии как таковой — от сектантского шарлатанства до вуду.

Церковь, которая должна была очистить от крови руки Гарри Ангела, только сопутствует ему в его падении.
Как и Вентилятор, и Лифт. С Лифтом все понятно. Открывающаяся решетчатая дверь лифта, идущего вниз и только вниз, как бы показывает детективу Ангелу, принявшему заказ на расследование от Сайфера (я думаю, никто не сомневается в том, как же на самом деле звучит его имя), что пути в ином направлении уже не будет. Но, если бы мы обращали внимание на такие мелочи, которые в будущем становятся нашей судьбой!

Вентилятор — это не только игра света на лопастях, чередующая черные и белые линии, это не только движение воздуха, сопровождающее явление мистических сил (которых в фильме как бы и нет, в отличие от повести-исходника) — это еще и циферблат, отсчитывающий неумолимо утекающее время, которое не позволяет вернуть содеянное.
Далее в фильме все развивается стремительно. Ангел опускается все ниже, в то время как Сайфер завтракает человеческими душами, в какой-то момент детектив понимает, что он ищет, но уже слишком поздно.

Ощущение безысходности и неотвратимости судьбы — вот о чем этот фильм. Эти чувства переживаются настолько отчетливо и сильно, даже сейчас, через двадцать лет, а тогда я был просто раздавлен и уничтожен этим фильмом.
Операторская работа отлична, под стать режиссерской. Фильм смотрится очень современно именно потому, что в нем нет ни одного спецэффекта, за исключением младенца с адскими глазами (очень страшная сцена!!!). Музыка, странный, рваный джаз с пронзительным саксофоном замечательна.

Когда в далеком 90-м я просмотрел «Сердце Ангела» в третий раз за неделю, мне открылся еще один, последний слой символов Паркера. Не зря финальные титры на всем своем протяжении прерываются безудержно едущим вниз Лифтом. И не зря пришедший в свою глубокую конечную точку лифт является последним кадром фильма.
Мы все, зрители, опускаемся в глубины ада, за то, что видели все грехи Ангела. Но ад — это не подземное пламя и безвременье. Лифт остановился, открываются решетчатые двери, зажигается свет — и мы выходим в наш, реальный мир.

Юрий Глушко Автор:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *