Гней Марций Кориолан

«Суета сует, — все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: “смотри, вот это новое”; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после» (Ec.1:2–11).

Не зря так пространно начал я эту историю. Когда-то я со сцены говорил эти слова в монашеском одеяниии как пролог к «Ромео и Джульетте». И был тогда еще не аббат Бузони, а отец Лоренцо 🙂 И вот, снова привожу их. Воистину, все возвращается на круги своя. Почему я вспомнил о театре? Потому что собираюсь рассказать о Вильяме нашем Шекспире и экранизации его не самой известной трагедии.

Кориолан
Coriolanus

год 2010
страна Великобритания
режиссер Рэйф Файнс
сценарий Джон Логан, Уильям Шекспир
оператор Бэрри Экройд
композитор Илан Эшкери
художник Рики Эйрс, Бояна Никитович, Ли Гордон
монтаж Николас Гэстер
жанр триллер, драма, …
В главных ролях:
Рэйф Файнс,
Джерард Батлер,
Ванесса Редгрейв,
Брайан Кокс,
Джессика Честейн,
Джеймс Несбитт…

В 5 веке до н.э., как пишет Плутарх, жил в Риме бесстрашный воин, гордый патриций Гней Марций. За победу над вольсками при Кориолах был он именован Кориоланом, а было это в Риме очень важным титулом — именование названием покоренного города или провинции.

Однако, слава и всенародная любовь к нему дилилсь недолго. Вскоре случился в Риме голод и Гней Марций участвовал в разгоне черни, собравшейся штурмовать склады с зерном.
Но, в память о его заслугах, народ, который он так презирал, избрал его трибуном, что открывало ему прямой путь в Сенат и консульскую должность. Но другие, рукопожатные трибуны, заигрывая с чернью, а на самом деле, держась за свои должности, натравили толпу на славного ветерана, и т.н. народ отозвал свои голоса и объявил Марцию обструкцию.
Разъяренный Марций, не желая идти на поводу у граждан, удалился в изгнание, в котором пришел к своему злейшему врагу — предводителю вольсков Афидию, с которым и двинулся на Рим.
Все рукопожатные господа обосрались изрядно. Народ неистовствовал теперь против них, поскольку овцы уже забыли, что это именно они оставили город без защиты, изгнав Кориолана. Но в итоге все закончилось плохо для всех.
Плутарх описывает эту историю так, Тит Ливий утверждает, что Кориолан не погиб, а дожил до старости, Шекспир принимает сторону Плутарха, более драматичную и трагическую.

Режиссерский дебют Рэйфа «Волан де Морта» Файнза получился очень хорошим. Со старта стать номинантом на «Золотого медведя» — дорогого стоит.
Режиссер перенес действие трагедии на Балканы. Переодел римлян в современную армейскую экипировку. Дал им в руки автоматы и гранатометы. Сетаноторов одел в костюмы, генералов в мундиры, а смутьянов представителей народа изобразил в виде лиц рукопожатной национальности 🙂
И вдруг оказалось, что мы смотрим фильм о наших днях, несмотря на то, что герои там изъясняются в стихах.
Босния и Сербия, Украина и Россия, США и партизаны — примеров подобных историй мы видели немало за последние даже пять лет. Историй, в которых сильный руководитель презирает народ, народ платит ему тем же, и в итоге ничего хорошего не получается.
Ведь лидера тоже не интересует мощь империи как таковая — ему важна власть, деньги и чувство собственной значимости. И плевать он хотел на этот народ. А народу тоже не нужна «крепкая, вечно встающая с колен, нас все боятся» империя. К чему чувство гордости за ядерные ракеты, если пусто в желудке?
И, как опыт показал, ничего страшного не случилось через тысячу лет после Кориолана, когда погрязшая в гламуре, педерастии и коррупции империя разделилась на две, потом была завоевана варварами, а потом вновь возродилась под руководством варварского императора, отринувшего излишества и вернувшего людям ощущение реальности и чувстство долга и чести. А после и вовсе оптимизировалась, дав миру Францию, Германию, Испанию, Турцию и т.д., т.е. Европу, почти такую, какой мы ее знаем (и которая вновь переживает период оптимизации). Все возвращается на круги свои.

Оппонентом Кориолана в фильме выступает Афидий в исполнении Джерарда «Леонидэ» Батлера. Еще хотелось бы отметить невмырущих Брайана Кокса и Ванессу Редгрейв. А также Джеймса Несбитта, которого мы скоро увидим в «Хоббите».

Театральный опыт Файнза позволил ему заставить актеров играть проникновенно и тонко, что редко увидишь в кино, а также выстроить каждую мизансцену практически идеально.

Жаль только, что американцы не поняли этого фильма (а стоило бы) и в американском прокате он не собрал и полмиллиона. В Европе его прокатная судьба также сложилась печально и по сборам низвела хороший фильм до категории арт-хауса.
Но я посмотрел его с большим удовольствием, поскольку в нем сошлись три объекта моих интересов — театр, литература и история Римской империи.
И всем желаю также приобщиться к одной из немногих хороших кинематографических работ прошлого года.

Юрий Глушко Автор:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *