Неожиданно, но в освободившийся вечер, я решил посмотреть-таки начало восьмого сезона «Игры Престолов». Я относился к сериалу и его литературному источнику с большим уважением. И даже считаю, что «Песнь льда и пламени» — лучший в истории человечества образец литературы в жанре фэнтези.
И, как ни удивительно, сериал оказался под стать книгам: выдержанным в стиле, напряженным, без соплей, провисаний, театральщины и всего другого, чем грешат обычные сериалы. Целых шесть сезонов.
К счастью, ни Дж. Дж. Абрамс, ни Зак Шнайдер не проявили интереса к этой франшизе, поэтому первые шесть сезонов были почти что безукоризненными.
Но в седьмом сезоне герои вдруг «обуратинились», диалоги их становились все более бессмысленными, мотивации прослеживались с трудом, сюжетные линии легко терялись, обрывались и заменялись другими в совершенно абсурдном порядке. Движение героев в кадре стало походить на ситкомы или дешевые сериалы типа «Черной материи»: толпой пришли, постояли в одном месте, потом гуськом пошли в другое место, постояли там. Что было делать в одной компании таким титулованным особам? У них что, не было других дел? Где игра престолов, вынесенная в титул? Кто вообще снимает эту халтуру на декорациях хорошего сериала? Может власть захватили российские кинотеррористы? Может сам Бондарчук сел в кресло режиссера и держит хороших актеров под дулом калашникова, заставляя деревянно двигаться и говорить глупости?

Нет, в титрах каждый раз появлялись одни и те же имена. И стало понятно, что Бениофф и Вайс оказались не гениальнейшими сценаристами современности, коими их уже называла желтая пресса. А просто рерайтерами.
А когда гениальный литературный источник закончился, сами написать что-то на уровне, они не смогли. И что говорить, если эти ребята даже понятия не имели о фэнтези как таковом. Как Абрамс о Звездных войнах. С Абрамсом возмездие пришло быстро. А тут затянулось.
И все же я решил посмотреть позорный восьмой сезон, хотя и по седьмому было все уже понятно. Но мало ли, — думал я, — предвзятое отношение, завышенные ожидания, неудачный сеттинг для начала, может потом все станет на места?
И вот. Та же деревянность актеров, полная немотивированность их действий. Сопли, паузы, бессмысленные диалоги. Боже мой, — подумал я, — наверное, они сменили режиссера. Ведь именно режиссер заставляет актеров двигаться и отыгрывать реакции. Но нет. В режиссерах первых серий числится Дэвид Наттер — опытнейший режиссер «Секретных материалов», «Тайн Смолвилля», «Сверхъестественного», «Стрелы», «Флэша» и годных кино-боевиков. Уж ему не занимать опыта и методов сделать хорошее движение в кадре и отыгрыши высшего класса.
Первая серия все жевала вялую словесную жвачку и я вдруг понял: режиссер попал в ад. Тупейшие диалоги и примитивный сценарий просто не оставили никому ни одного шанса: актерам нечего было играть а режиссеру — режиссировать. Снова толпой пришли, поговорили ни о чем, пошли в другое место, разбились по парам, поговорили о розовых соплях, снова собрались за столом, поговорили тоже ни о чем. На конях, на кораблях. Ни о чем.
Серсея вдруг дала какому-то пирату, которого никогда не видела. Карлик вдруг пошутил про замерзшие яйца, которых нет у Вариса (между прочим, оскорбление и дискриминация кастратов!)
Бран с какого-то перепугу спросил у Арьи про кинжал, валлерийская ли это сталь, хотя он же все знает и наверняка может побывать в кузнице, где этот кинжал ковали сотни лет назад, и даже знает, что Арья им убьет.. (спойлеры).

«Ты король, главный из всех королей», — говорит Джону Сэм. «Та ты шо?, — отвечает Джон, — ну и ок, заипись».
«А знаешь, Дэнни, — говорит Джон Дейенерис, — я-то король. Самый главный. не то, что ты, королевушка». «Та ты шо? — отвечает Мать драконов, — ну и ок, заипись. Поженимся, будем так и жить: ты король, а я королева, ништяк».

Сир Давор Сиверт раздает суп бедным на улице. Социальная ответственность корпорации «Винтерфелл»: топ-менеджеры раз в неделю кормят сирот.
«А, это ты, — говорит Тирион Сансе на стене замка, — ну и как дела?».
«Да, нормально дела, — отвечает Санса, — а ты как ,не сдох тогда?».
«Нет, отвечает Тирион, — а ты, вижу тоже не подохла после того».
«Ага, вообще дела норм».
«У меня тоже ничего».
«Ну и ок».
«Да, заипись. Пока».
В это время в закоулках замка крадется Арья и отовсюду слышит этот поток бессмысленного бреда.
«Чем мы будем кормить такое войско и двух взрослых драконов?» — спрашивает Санса.
«Забей, это никому не интересно, — отвечают все, — лучше давай пошлем за подмогой какого-то левого мальчика 13-ти лет».
«А знаешь, Сэм, это я убила твоего отца и брата», — говорит Дейенерис человеку, который столько знает о том, как побеждать Ходоков, но сидит в каком-то подвале один и ничего не делает.
«Вот блин, а я только что украл у них меч, который мне не по руке и росту, — отвечает Сэм, — ну и ладно, заипись. Не придется отдавать. Пойду я попускаю розовые сопли.»
Ну то есть уровень общения и ценности диалогов понятен. Да тут из каждой ситуации можно сделать драму еще на пару серий. Но зачем? И герои тратят наше время на свою пустую болтовню. Пожирают наше ценное время, деньги студии и собственные рейтинги.
Дальше — больше. После бессмысленной первой серии (Вот зачем она была? Что мы узнали из нее? К каким неотвратимым последствиям она привела? Зачем вообще мы все это прослушали и просмотрели?) началась вторая. Так же медленно, как танцы в пластилине.
Ходоки идут, надо готовиться к битве. Кто не напился — надо успеть напиться, кто не натрахался — надо восполнить, кто не набредился — полный вперед, включаем бредяторы.
И начинается время сладкого плагиата.
Ожидание битвы с превосходящим противником. Сколько раз мы видели эти сцены. И в 300 спартанцах с Дугласом. И в Клеопатре (с ним же). И в Звездных войнах. И в «Освобождении». И в «Аты-баты, шли солдаты». И в «Старой крепости». И в «Битве при Красных утесах». И в «Великолепной семерке», черт побери. И, конечно, в «Двух башнях».
Идеальное воспроизведение такой битвы всех времен и народов — битва за Хельмову падь. Товарищи сценаристы, возьмите, разберите ее по кадрам и сделайте так же. Да, вас обвинят в плагиате, но зато получится годное зрелище и сериал получит все призы. А плагиат всегда можно отнести в цитированию классики.
Обратимся, кстати, к классике. Что делали герои перед битвой, понимая, что скоро они все умрут, но нужно нанести наибольший урон врагу? Пили до беспамятства? Сидели у камина и бредили ни о чем? Бессмысленно ходили взад-вперед по улицам замка?
Нет. В ожидании битвы никогда не хватает времени даже перевести дух. Потому что она всегда неожиданна. Всегда не подготовились как положено. Всегда не вооружили всех. Всегда не закипятили масло и не приготовили сухой порох. Всегда в такие моменты над войском властвует страх. Поэтому высокородные лорды и рыцари не сидят вдали от своих воинов, и бухают, а находятся с ними, и говорят-говорят-говорят, чтобы мотивировать их идти на смерть, развеять страх героическими историями и песнями, показать свои раны и зазубрины на доспехах и сказать «я бился стопиццот раз и выжил, главное, рубиться изо всех сил и будешь живой». Это неправда, но ее ждут все, кто оказался перед лицом неотвратимой опасности. Непристойные шутки, байки о прошлых битвах, песни о победах. Отвлечь, рассмешить, разозлить. Вот задача командиров.

Помните, как у Хельмовой Пади Арагорн подбадривает испуганного подростка, сына Гамы, тем, что у него хороший меч, хотя все понимают, что этот мальчик падет в первые минуты боя. И эта короткая сцена раскрывает характер будущего короля, объясняет мотивацию простого воина идти за ним в бой. Где подобные сцены в Винтерфелле? Королей дохрена, но ни мудрого командира. Вспомним снова же битву у Черноводной и поведение Тириона. Вот где была правда этого повествования.
А здесь мы лучше покатаемся на драконах в краю водопадов. Освоим десяток лямов на CGI. Ой, а ведь такое же было уже. В «Атаке клонов». Но кто обратит внимание — там же была зеленая поляна, а тут лед, и Джон же не джедай, и катаются не на овцах-переростках. И ладно. Заипись. Испанский стыд.

Или, к примеру, посвятим в рыцари леди Бриенну. Отбросим абсурдность и бессмысленность этой сцены. Но я вдруг вспомнил, откуда она скопипастена. В одной славной ролевой игре под названием «Oblivion» была такая орчиня по имени Мазога, которая очень хотела стать рыцарем.

Для этого главному герою пришлось придумать отдельный орден, специально для нее, уговорить короля признать его и провести потешный ритуал. Спасибо, Бениофф и Вайс, за комплимент леди Бриенне (честно, очень похожа) и за ключ к пониманию всего этого ужаса.
Я сначала сомневался. Но когда увидел на одежде Серого Червя и Миссандеи брошь в виде тройного уробороса, все стало на свои места.


Ребята, это же эмблема, товарный знак онлайн ролевой игры The Elder Scrolls Online. Да-да. Про драконов, людей-ящериц, Довакина и прочее. «Обливион» тоже относится к этой серии.
И все вдруг стало на свои места. Чуваки сценаристы имеют представление о фэнтези на основе компьютерной игры! Правда, очень хорошей, но все же.
После этого открытия я выключил просмотр и решил более не возвращаться к этому продукту, равно как и к другим опусам этой парочки спекшихся сценаристов. Говорят, им поручили «Звездные войны»? Что ж, все равно после Абрамса то, что мертво, умереть не может. Туда и дорога.
В результате, я, конечно, опечален. Так цинично, бездарно и тупо убить курицу, несшую золотые яйца восемь лет, нужно особый талант. Но, не они первые, не они последние.
Последний яркий пример — внезапное закрытие прекрасного «Человека в высоком замке» компанией Amazon. Что уж вспоминать о «Светлячке», «Областях тьмы» и многих хороших проектах, павших жертвами недальновидных продюсеров.
Когда-то они научатся отличать и ценить. Надеюсь.
А пока… Валар Моргулис, друзья.
Ваш комментарий будет первым