Как одним кадром убить миллионы (долларов). Часть 1

Вчера я узнал интересный факт. Оказывается, из многих пьес Шекспира среди простонародья самой популярной был… «Гамлет». 

«Как же так?» — вскричите вы, — «а как же инфернальная глубина и концептуальная ширина? Как же вершины философской мысли в одной фразе? Как же Высоцкий, Смоктуновский с Бенедиктом нашим Теннантом?»

И я отвечу: растащились вы, господа, на хорошей литературе. На Керкьегорах всяких с Сартрами и прочими Хайдеггерами. Современный человек воспринимает написанное несовременными людьми с позиции своих знаний, морально-нравственных ориентиров и гуманизма современного общества. То есть, всего того, чего не было во времена Шекспира. Уильям вполне мог и сам не до конца понимать, какие идеологемы он вкладывает в уста своих персонажей, поскольку тогда их не существовало. 

И с этой точки зрения «Гамлет» — криминальное чтиво в мягкой обложке для пьяной матросни. История мести, почти целиком заимствованная из античности (возьмите историю Электры Софокла, Эсхила или более поздний вариант Сенеки), со всеми атрибутами хорошего детектива, в финале которого справедливость торжествует, но дорогой ценой. 

С фэнтези та же история. Есть Джордж Мартин с его тысячей персонажей, сотней сюжетных линий и десятком вероятных концовок, историей, политикой и философией, приправленных отличным писательским слогом. И есть Ник Перумов. О нем даже нечего сказать. Ах да, конные арбалетчики. Великий, мать его, Эрлангур. Но Перумов — властитель книжных прилавков, а не Мартин, о книгах которого, если бы не «Игра престолов», знали бы лишь самые упоротые D&D-шники и хоббитанцы.

Потому что Перумов доступнее для простого люда, которого, как мы знаем, 73% как минимум в любом социуме. 

Таков и Стивен Кинг. Мастер интересных, но недоразвитых сюжетов, преувеличений и идиотских магических фейерверков Гэндальфа в мире, где последнего волшебника сожгли пятьсот лет назад. 

И на его книги не стоило бы обращать внимания больше, чем на книги пресловутой Дарьи Донцовой (местами очень остроумные, между прочим), если бы кабельные и онлайновые кинотеатры не подняли такой хайп вокруг него и не стали снимать десятки поделок по его книгам.

Те, кто говорят, что очень мало достойных экранизаций Кинга, правы. И это отчасти из-за того, что слабоват сам исходный материал. Потому что Кингу очень часто изменяет чувство меры. Он не может остановиться там, где это необходимо сделать. И тогда основная работа по созданию шедевров ложится на плечи сценаристов. Которые создают свою историю.

Так получился «Побег из Шоушенка». И «Зеленая миля». А «Сердца в Атлантиде» стали шедевром из-за того, что сценаристы экранизировали ту часть книги, где автору чувство меры еще не изменило. Первую половину, то есть. А если такой писатель как Кинг встречается с продюсером, который не может остановиться, начинается ад и Гондурас.

А если это продюсер, успевший убить три мега-успешные франшизы именно из-за своего неуемного желания пографоманить на хорошем материале, то тушите свет.

И если иногда у Абрамса рядом имеется крепкая рука с бейсбольной битой, которая безжалостно рубит на корню его писательские порывы, ведущие к хаосу, получаются вполне приличные проекты, потому что снимать Джей Джей умеет и в режиссерском кресле ему самое место. Но когда сходятся две писательские амбиции, увы, хорошая картинка лишь оттеняет убогость содержания. 

И порой один кадр на секунду в десятичасовом шоу может убить его на корню и начисто отбить желание смотреть продолжение, сколько сезонов оно бы не длилось. То есть, наносит студии прямой урон в миллионы долларов. И все только из-за недостаточной твердости продюсера, который не сказала категорического «Нет!». 

Это прекрасно отразилось в перспективном поначалу сериале «Касл рок». 

Продолжение следует.

Юрий Глушко Автор:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *