«Через вселенную», Across the Universe, 2007

Across the Universe
Across the Universe

Страна: США
Слоган: «All you need is love.»
Режиссер: Джули Тэймор
Сценарий: Дик Клемент, Йен Ла Френас, Джули Тэймор
Продюсер: Ричард Баратта, Дэвид Браун, Дерек Дочи, …
Оператор: Бруно Делбоннел
Композитор: Эллиот Голденталь
Жанр: мелодрама, драма, мюзикл
В ролях: Эван Рэйчел Вуд, Джим Страгглз, Джо Андерсон, Боно и др.

Со смешанным чувством приступил я к просмотру этого фильма. Во-первых, жанр «мюзикл» напрягает меня неимоверно, особенно последние его проявления. Во-вторых, «битлз-мюзикл» — настораживает не меньше. Я конечно, давно уже не впадаю в транс при звуках вступления из «Strawberry fields forever», и не предаюсь прочим хиппанским идиллическим сюсюканьям. Но тем не менее, каждую из 33 песен, прозвучавших в фильме (значит, все-таки, просмотрел я его весь), я повторил губами, вторя актерам. Прекрасным актерам, между прочим!

Но это все я понял после. А в самом начале, когда симпатичный парень, стопроцентный британец, сидя на берегу холодного Северного моря, повернулся к камере и вдруг запел «Is there anybody goin» to listen to my story…all about a girl who came to stay?», причем, хорошо так спел, по-новому, по брит-попски, но с чувством, я понял. что останусь перед экраном надолго.

Итак, понятно, что история будет о девушке. Песнями «Битлз» иную историю рассказать трудно. Герой Джима Страгглза по имени Джуд (естественно, сразу ясно, что словами Леннона его попросят подумать и снова начать все сначала), обычный ливерпульский парень, зайцем отправляется в Америку даже не за Великой американской мечтой, а в поисках отца. Вместе с отцом, он находит новых друзей с именами героев битловских песен – Макса, Люси, Пруденс, Сэди, а также знакомится с Доктором Робертом, Мистером Кайтом, Мартой… Конечно же, почти никто из них не останется без посвященной им песни, благо, Джон, Пол и Джордж их написали достаточно. Как тому и следует быть в Америке конца 70-х, Макс отправляется служить во Вьетнам, Люси уходит от Джуда к Главному Пацифисту, Сэди становится поп-звездой, в медитативная девочка Пруденс ищет себя в наркотических откровениях Мистера Кайта (надо понимать, воплощения Махариши).

Вообще, при всей своей легкости и позитивности, фильм порадует также и причастных к творчеству идеологов и летописцев хипповского времени.

Джули Тэймор, осознав, что все равно ей не простят вольного обращения с нетленными песнями, решила так же вольно обойтись и с киношедеврами «по теме». Поклонники Алана Паркера несомненно увидят там парочку клише из «Стены», включая историю любви с Главным Пацифистом, любители Милоша Формана узнают в парнях и девчонках героев мюзикла «Волосы» (и несомненно, историю с Вьетнамом). И даже «Ванильное небо» промелькнет в кадре в момент, когда Джуд с Мартином Лютером будут возвращаться домой после вечеринки. И даже чернокожий Нео померещится нам среди спешащего на службу и при этом поразительно слаженно танцующего «офисного планктона» на 5-й авеню.

И герои в фильме тоже узнаваемые. Вот едет в ночном автобусе в Нью Йорк Джимми Хендрикс, а Сэди – несомненно, Дженис. А типичный нью-йоркский рокер, распевающий в метро «Come together» — это же Джо Кокер (правда, трудно ошибиться, поскольку он играет в фильме самого себя), и трансцедентальный волшебник и писатель-шарлатан Боно присутствует, хотя и называется себя Доктором Робертом. И, конечно же, в фильме незримо присутствуют Джон, Пол и Джордж в реминисценциях из оригинальных битловских мюзиклов «Help!», «The Magical Mystery Tour», «How I von the War».

Однако, не только цитаты привнесла Джули Тэймор в эту музыкально-цветовую мозаику. Она сумела придумать потрясающие сцены, от которых хочется аплодировать режиссеру, а иногда и мурашки бегут по спине. Сцена на призывном пункте обязательно станет классикой — чего стоят новобранцы, тянущие Статую Свободы по вьетнамским болотам! Танцы священника в госпитале – это что-то! Клубника, расцветающая на холсте пятнами крови в «Strawberry Fields», одинокий негритянский мальчик в центре Детройтских беспорядков, в последние пять минут своей жизни затягивающий госпел «Let it Be». И просто сцена у телевизора, в которой даже нет слов, только мелодия «A Day in the Life». Но настоящий битломан ведь поймет, о чем там, он же помнит каждое слово этой песни!

Каждую из этих сцен закрутят, растащат на цитаты менее талантливые режиссеры.

Было бы несправедливо ничего не сказать о хореографии. Это отдельный повод пересмотреть фильм еще раз. Главные и второстепенные герои, массовка и даже случайные прохожие в этом шоу танцуют. Движения их доведены до совершенства, машинной четкости и синхронности. Но это же мюзикл, чего же от него ожидать?

И если, глупо не упершись в свою заскорузлость, не воспринимать «Битлз» и их творчество как икону, то с удивлением и большим удовольствием можно обнаружить, что их песнями можно разговаривать (как главные герои), устраивать сцены ревности (Как Сэди и Мартин Лютер с песней «Oh, darling!»), выражать социальный протест на антивоенной демонстрации, и, конечно же, объясняться в любви.

И чтобы догадаться, какой песней закончится битлз-мюзикл, вовсе не обязательно маньячить по ливерпульской четверке. Естественно, это будет «All You Need is Love». Но до нее случится много событий – смешных, печальных, трагических и романтических. Музыкальную повесть о которых стоит посмотреть. Хотя бы один раз.

admin2 Автор:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *